Триолет

Триолет
    ТРИОЛЕТ — одна из твердых (канонических) форм (см.). Триолет имеет 8 стихов на две рифмы. Стихи 4-й и 7-й — повторы первого стиха, 8-й — повтор второго. Схемы и примеры (мои):
    
    Из этих схем и примеров ясно, что триолет имеет пять основных строк плюс три повторенных. Следовательно, тема пьесы должна уложиться в пяти строках, удачно воспользовавшись повторами для большей силы и красоты. Эта рамка не так тесна даже и для большой философской темы. Рамки элегического дистиха теснее, в нем же мы имеем высокие образцы мысли и красоты.
    Схемы и примеры объясняют слово триолет, дешифрируя, что суть его основана на числе 3: 1) Первый стих написан 3 раза, 2) Повторенных стихов (бывших уже написанными ранее) 3: 4-й, 7-й и 8-й, 3) В середине триолета 3 подряд одинаковых рифмы в стихах 3-м, 4-м и 5-м. 4) Три ни разу не повторенных стиха: 3-й, 5-й, 6-й. 5) Историческая справка, не касающаяся формальной стороны дела, но указывающая на закон гармонии: триолет пелся на три голоса.
    Интересно проверить на триолете принцип «золотого деления», основанного на цифрах 3, 5, 8 и т. д. Целое относится к большему отрезку, как больший отрезок к меньшему.
    Судьба триолета весьма своеобразна. Все канонические формы и главным образом, сонет достигли во Франции (и в Италии) величайшего совершенства формы, получили возможные видоизменения, как симптом живого развития и, что особенно существенно, в эти формы облечены глубокие мысли больших людей, подчас целые философские миросозерцания (Дант, Петрарка). Триолет стоит особняком. За несколько сот лет существования из тысяч триолетов не найти и десятка, о содержании которых стоило бы написать хотя страницу критико-философского разбора.
    Интересно проследить судьбу русского триолета. Пара триолетов есть у Карамзина. Несколько триолетов у мало известной поэтессы того же времени Буниной. Робко пискнув, русский триолет молчит сотню лет, не заинтересовав собою ни Пушкина с его плеядой, ни Лермонтова, ни Тютчева. Брошенный триолет подбирает К. Фофанов. Опять перерыв, уже меньший, за которым следуют имена наших современников. Вот все вчерашнее русского триолета. Остальное — его сегодня и его завтра. Чем объяснима такая кривая? Н. Греч в Учебной книге русской словесности (II изд. 1830 г.), давая «краткие правила риторики и пиитики», пишет: «Триолет есть игрушка в стихотворстве... Предметом его бывает изображение нежной или острой мысли». Греч дал сводку, верно поняв общее устремление французского триолета. Французская поэзия, оставив другим формам изображение более или менее глубоких чувствований, в частности, определив сонету быть выразителем наиболее возвышенного, — триолету дала роль придворного остроумца, подчас гаера, с почти неизбежным эротическим налетом.
    Современный русский триолет почти одновременно появился под пером Ф. Сологуба, И. Северянина, Либскерова и моим. Приоритет за Сологубом. Триолет Сологуба упорно неправильно трактуя роль третьего стиха и, следовательно, искажая звучание остальных, в особенности второго и шестого стихов, нарушая одно из основных правил, — ни в коем случае не может быть назван правильным. Пример и схема Сологубовского триолета:
    
    Заслуга Сологуба в том, что он, не постеснялся расширить тему триолета, хотя и он дает подчас в триолете легковесное содержание. Интересно то, что он нередко отступает от четырехстопного ямба, разбивая этим мало на чем основанные предрассудки.
    Метр русского триолета — любой из метров, принятых русской версификацией, с любым количеством стоп. Если нужно, чтобы триолет звучал ритмически похоже на старо-французский, — писать четырехстопным ямбом с обязательным допущением липометрии и гиперметрии. О чистом четырехстопном ямбе в триолете можно сказать тоже, что об этом метре вообще в русской поэзии.
    Можно ли допускать ярко выраженную разностопность в стихах триолета (кроме липо- и гиперметрии)? Пока с большой осторожностью можно ответить утвердительно главным образом для триолета, как строфы (гирлянда, цепь). Как общее правило, рекомендовать нельзя.
    Рифмы русского триолета — любые рифмы, принятые у нас: мужская, женская, дактилическая, гипердактилические, причем в любых комбинациях, не исключая, конечно, и двух женских, двух дактилических и т. д.
    Пример моего безрифменного триолета, где рифму заменяет повтор того же слова. Триолет этот дает пример и пэонического (гипердактилического) окончания.
    Тебя я помню. Ты рыдала
    На Гревской площади, под виселицей.
    И ночь, и смерть, и ты рыдала.
    Тебя я помню. Ты рыдала...
    Но я забыл, по ком рыдала.
    Не под моей ли черной виселицей.
    Тебя я помню. Ты рыдала
    На Гревской площади под виселицей.
    Прием неразработанный и ожидающий критики, но не погрешающий против основн. правил формы.
    Вопрос о роли точек в триолете весьма сложный, критически не разработанный. Французскими трактатами в эпоху закаменения формы требовались определенно указанные места для точек (repos): после второго стиха, после четвертого и в конце. Ни больше, ни меньше, ни в других местах (Bichelet Fraite 1760 и др.). Это правило, имея не малые основания, помогает ставить повторы не автоматически. Полезно для ученических работ. Мастер, конечно, и не считаясь с этим правилом, может не нарушить глубинных требований формы.
    Пример моего тройного (тайного) триолета:
    Не иди в дом пира. Иди в дом плача,
    Чтоб забылись грехи, чтоб открылась душа.
    Чтоб светлела порфира, чтоб яснела задача,
    Не иди в дом пира, иди в дом плача.
    В воротах мира, рыдая и плача,
    Цветут чудо-стихи, бездумно дыша.
    Но иди в дом пира. Иди в дом плача,
    Чтоб забылись грехи. Чтоб открылась душа.
    Прием, впервые примененный к триолетной форме. Несколько известный в сонетной старо-французской, теоретически допустимый, конечно, при любой строфике. Построение, допускающее чтение одного триолета, как трех самостоятельных, при рассечении мысленно стихотворения вертикальной линией через цезуры.
    Триолет-акростих в литературе неизвестен. Неупотребительность его понятна из рассмотрения схемы. Но возможны, в смысле музыкальности, большие достижения из комбинаций начал и концов стихов. Мой триолет, построенный на этом законе:
    Омою словом и добром.
    О! Мысли белые хоромы.
    Омыв слезой мой белый дом,
    Омою словом и добром.
    О мудрость демон бьет крылом.
    О! Мудрости немые громы.
    Омою словом и добром.
    О! Мысли белые хоромы.
    Интересен вопрос о неточных повторах, который может возникнуть при живой эволюции формы. В теории возможно лишь такое построение триолета, которое при изменении (обогащении) повторов допускало бы чтение его без этих изменений.
    Мой триолет с изменениями в повторных строках:
    — Рыцарь дальний, рыцарь дальний, покажи свой лик печальный.
    Деве, в башне заключенной, бледный дик свой покажи.
    — Не могу я, рыцарь дальний, раскрутить свой путь спиральный.
    Рыцарь дальний, рыцарь дальний, покажи свой лик печальный.
    К башне белой, к башне дальней, путь не здешний, путь астральный.
    — Солнце вправо. Я налево, Дева! Путь мой сторожи.
    — Скорбной деве в башне дальней покажи свой лик печальный,
    Сохраняя путь спиральный, бледный лик свой покажи.
    Ныне русский триолет вполне может быть рассматриваем и как твердая форма, и как твердая строфа. Можно наметить следующие законные сцепления триолетных строф: 1) при перемене всех рифм в каждом дальнейшем триолете — строфе следует наблюдать лишь однотипные окончания первых стихов (в смысле места ударного слога), во избежание какофонического стыка двух однотипных разнорифменных окончаний, так как триолет — строфа, в смысле каталектическом, началом и концом своим асиметричен, подобно Пушкинской строфе (см.), и требует при сцеплении законов обратных тем, которыми руководимся при сцеплении строф симметричных (октава). 2) При сохранении тех же рифм, — любой из двух законов. 3) Возможно построение венка триолетов по схеме венка сонетов. Будучи заимствован от весьма несходной по структуре формы, едва-ли может стать без существенных реформ когда-либо вполне гармоничным по причине двухрифменности на большом протяжении и трудности оправдания большого числа повторов, диктуемого магистралом. 4) Перенесение одной рифмы предыдущей строфы в следующую, вместе с перенесением всей восьмой строки предшествующей строфы в следующую, где она занимает роль первой и, следовательно, четвертой и седьмой (гирлянда). Тип, как и первый, бесконечный.
    Ив. Рукавишников.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. . 1925.

Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Триолет" в других словарях:

  • Триолет — (франц. triolet) одна из особых, так наз. «твердых» форм лирической поэзии, французского происхождения, восходящая к старофранцузскому рондо. Т. состоит из восьми стихов и строится только на двух рифмах одной мужской и одной женской,… …   Литературная энциклопедия

  • ТРИОЛЕТ — (фр. triolet, от ит. trio). Форма стихотворения из восьми стихов, причем первый повторяется после третьего, затем два первых после шестого. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРИОЛЕТ восемь стихов, из… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • триолет — а, м. triolet m. 1. Написанное на две рифмы стихотворение в восемь строк, из которых четвертая и седьмая повторяют первую строку, а восьмая вторую. БАС 1. Конечно, Плеточкин далеко не был таким поэтом, как автор Бедной Лизы , но какие он писал… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ТРИОЛЕТ — (франц. triolet) твердая форма: 8 стишие с рифмовкой АВаА abAB (см. Рифма), где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15 18 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРИОЛЕТ — ТРИОЛЕТ, триолета, муж. (франц. triolet) (лит.). Стихотворение в восемь строк, из которых 4 я и 7 я повторяют первую, а восьмая вторую, причем всё стихотворение написано на две рифмы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • триолет — сущ., кол во синонимов: 1 • стихотворение (58) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Триолет — Триолет  стихотворение (твёрдая форма) из восьми стихов на две рифмы, при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих  в завершающей строке. В результате образуются рифменные схемы ABaA abAB… …   Википедия

  • Триолет — (франц. triolet тройной) твердая стихотв. форма, представляющая собой 8 стишие на 2 рифмы, в к ром 1 й и 2 й стих повторяются как 7 й и 8 й и, кроме того, 1 й стих повторяется еще и как 4 й; после 2 го и 4 го стихов в правильном Т. должна быть… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • триолет — а; м. [франц. triolet] Лит. Написанное на две рифмы стихотворение в восемь строк, из которых четвёртая и седьмая повторяют первую, а восьмая вторую. * * * триолет (франц. triolet), твёрдая форма: 8 стишие с рифмовкой ABaA abAB (см. Рифма), где… …   Энциклопедический словарь

  • триолет — (франц. triolet, от итал. trio трое) восьмистишие с рифмовкой АбА абАБ, где стихи А и Б повторяются как рефрены. Рубрика: Роды и жанры литературы + Структура стихотворного произведения Род: Твердые формы Пример: Еще весной благоухает сад, Еще… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

  • Автографы, . В издании представлены автографы выдающихся отечественных поэтов первой половины ХХ века: Андрея Белого (стихотворение "Танки" ), Валерия Брюсова (" Зачем?"), Рюрика Ивлева (" На… Подробнее  Купить за 1100 руб
  • Окно в небо, Анатолий Иващенко. «„Закрался русский триолет в рождённый заново сонет…“ Около 40-а лет стихи самозвано являлись в черновики, когда-то сложилась подборка, потом – глава, затем родилась книга. Форму, в которой… Подробнее  Купить за 119 руб электронная книга
  • Спелый ветер, Анатолий Иващенко. «Уважаемый читатель. Перед тобой книга стихотворений одной формы, которую я хотел бы называть „Русский сонет“. Строение её, в отличие от франко-итальянского и английского сонетов, имеет свои… Подробнее  Купить за 109 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Триолет» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»